Играйте вместе с детьми!

ИГРАЙТЕ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ...

  Часто ваш ребенок не знает, чем заняться. У вас свои «взрослые» дела, вы сердитесь и просите не мешать. Ваше чадо уныло бредет к телевизору или компьютеру. В такой ситуации можно не ущемлять интересы детей, и по­может в этом подвижная игра.

Подвижная игра — путь ребен­ка к познанию мира. Игра акти­визирует мышление, расширяет кругозор, создает представление об окружающем мире, одним сло­вом — развивает ребенка. При выборе подвижной игры родите­ли должны учитывать возраст и особенности физического разви­тия ребенка.

Дошкольный период — один из наиболее ответственных в жизни человека. В это время формируются физическое здоро­вье и навыки его укрепления и сохранения в будущем.

Дети 3—6 лет очень подвиж­ны, деятельны, неуравновешенны и возбудимы. Дыхание у них неглубокое и частое. Костно-мышечная система еще не окреп­ла, позвоночник сохраняет боль­шую подвижность, поэтому мо­гут возникнуть его искривления,

Для детей рекомендованы под­вижные игры для развития бы­строты, координации скоростно-силовых способностей. Игры должны быть направлены на разви­тие внимания, приучать к совме­стным действиям. Дети привыка­ют выполнять правила, учатся оценивать свои действия, сравни­вая их с действиями других де­тей или взрослых.

Эффективны подвижные игры с бегом, прыжками, метанием, ла­заньем, ловлей и передачей мяча и другими двигательными дей­ствиями. Также проводятся игры с различными предметами — это развивает мелкую моторику до­школьников. Для игр подойдет такой инвентарь, как мячи лю­бого размера и фактуры (резино­вые, мягкие и др.), скакалки, об­ручи, пластмассовые кубики или кегли.

Играть с детьми можно как дома, так и во время прогулки, на приваде в турпоходе или на даче. Если дома нет спортивного ин­вентаря, можно использовать мягкие игрушки, а на улице — палочки, небольшие камушки и зимой снежки.

«У медведя во бору».

В эту игру можно играть на прогулке во дво­ре, на поляне в лесу, в свободном пространстве комнаты. Выбира­ется водящий — медведь. Он пря­чется в берлоге. Дети свободно гуляют по «лесу», бегают, «соби­рая грибы и ягоды». После слов: «У медведя во бору грибы ягоды беру. А медведь не спит, все на нас глядит!» — убегают из «леса» за линию «дома», а «медведь» их до­гоняет. Количество осаленных де­тей подсчитывают, и игра начи­нается сначала. Побеждают те, кого наименьшее число раз осалил «медведь». Сначала роль медведя выполняет взрослый, затем дети. Перед началом игры детям необ­ходимо объяснить, где живут медведи, чем они питаются.

«Гуси-лебеди».

Условия для про­ведения игры такие же, но надо обозначить дорожки для перебеж­ки (если на улице — начертить ли­нии мелом или палочкой, в поме­щении — поставить ориентиры, можно игрушки, кегли, кубики). Вы­бирается водящий — серый волк. Остальные дети — гуси-лебеди, которые располагаются свободно на линии лома. Перед ними находят­ся лис (три) дороги, ведущие к оврагу (дому) волка.

Водящий. Гуси-гуси.

Дети. Га-га-га!

Водящий. Есть хотите?

Дети. Да-да-да.

Водящий. Так летите все сюда!

Дети по дорожкам перебегают на луг и пасутся там.

После слов водящего: «Волк за дальней го­рой не пускает вас домой!» — выбегает «волк» и старается оса­лить убегающих за линию дома «гусей». Количество осаленных «гусей» подсчитывают, и игра по­вторяется. Если мало игроков, функции водящего и «волка» мо­жет выполнять один человек.

«Два Мороза».

Из числа иг­рающих выбирают двоих водя­щих — Морозов (один — Крас­ный нос, другой — Синий нос). Чертится линия дома, а напротив (через 6—8 м) линия кона (мож­но назвать детский сад, школу, магазин). Морозы становятся между этими линиями. Дети на­ходятся на линии дома.

Морозы (хором). Мы два брата молодые, два Мороза удалые.

1-й Мороз. Я— Мороз Крас­ный нос.

2-й Мороз. Я — Мороз Си­ний нос.

Морозы (хором). Кто из вас решится в путь-дороженьку пу­ститься?

Дети. Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз!

Дети перебегают из дома за линию кона. Морозы стараются догнать и осалить (заморозить) детей. «Замороженные» останав­ливаются на месте, руки в сторо­ны. Затем речитатив повторяет­ся, и дети возвращаются домой. По дороге можно выручить «замороженных», коснувшись их рук.

Во всех играх с речитативом, надо сначала выучить слова, только потом начинать играть. Если речитатив очень длинный, после 4—5 повторений его можно сократить. Например, в игре «Два Мороза» оставить последнюю фразу: «Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз!»

«Космонавты».

Дети идут по кругу, взявшись за руки, со сло­вами: «Ждут нас быстрые ракеты для прогулок по планетам. На какую захотим, на такую поле­тим! Но в игре один секрет: опоз­давшим места нет!» После этих слов все разбегаются по «раке­там», контуры которых начерче­ны на земле или полу. Мест в «ракетах» меньше, чем игроков (на 1—2). Опоздавшие в полет соби­раются в центре круга. Затем все игроки возвращаются в общий круг и игра повторяется.

Если вы играете в комнате, то можно для обозначения ракет использовать большие мягкие игрушки или диванные подуш­ки. Перед игрой детям надо рас­сказать, какие бывают планеты. В игре они называют планету, на какую полетят.

Время проведения таких игр-перебежек зависит от количества играющих, их возраста и подго­товленности. Рекомендуется об­щее время не более 6—8 мин. Взрослые могут играть вместе с детьми.